ОД "Что нам подарила природа"
25 декабря 2016
Цель: знакомство детей с глиной, её свойствами, способами её добычи в природе.
Задачи: - расширять представления детей об окружающем мире;
- познакомить детей со свойствами глины (сухая - твёрдая, крошится; мокрая - мягкая, липкая;
- пополнить словарный запас детей: глина, крынка, игрушка – свистулька, липкая, бульдозер, массив;
- способствовать формированию у детей взаимопомощи, сочувствия, отзывчивости.
Предполагаемый результат: дети знают, что можно изготавливать из глины посуду, игрушки; называют машины, которые добывают и перевозят глину; используют в речи такие слова, как мягкая, липкая и др. ; дети сочувствуют персонажу и помогают ему.
Материал: фото с изображением мест добычи глины и машин, используемых для этого, глина (в её натуральном виде), посуда из глины, игрушки из глины; для проведения экспериментальной деятельности: миска с водой, ёмкость для замачивания глины, салфетки для вытирания рук.
Предварительная работа: экскурсия в Любимский историко – краеведческий музей отдел «Посуда из глины»; чтение русской народной сказки «Глиняный парень».
Ход:
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей, персонажа |
I.Вхождение в тему.
II.Путешествие в мир природы.
1.
2.
III.Экспериментальная деятельность (знакомство с глиной)
IV.Посещение выставки.
V.Сюрпризный момент.
VI.Продуктивная деятельность. VII.Рефлексия. |
Предлагаю детям рассмотреть, что лежит в тарелке на столе. - Что это такое? Для чего она? Где ее можно взять?
- Предлагаю вам совершить необычное путешествие в волшебный мир природы.
Первая остановка у нас будет на месте, где добывают глину. Фото « Природный массив». - Это место, где добывают глину. В природе глина находится под верхним слоем земли, чаще всего возле рек и озёр, на склонах холмов. - Как вы думаете, что помогает человеку в добыче глины? Фото « Машины в карьере: бульдозеры, экскаваторы». - Такое место называется карьер. Специальные машины везут глину на предприятие, где её очищают от камней и мусора. - Давайте продолжим наше путешествие и посмотрим, какая же она глина. - Какая глина (сухая, жёсткая, крошится, твёрдая), какого цвета (красная)? Опыт - Если намочить этот кусок глины водой, как вы думаете, что с ней станет? Физкультминутка. В круг все встаньте, улыбнитесь, Выше, выше, потянитесь. Ну – ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели – встали, сели – встали И на месте побежали. - Теперь посмотрим, что стало с нашей глиной. - Какая она стала? Вывод: от воды глина стала мягкой. - Это свойство глины узнали люди, и стали делать из неё различные предметы: кирпичи для строительства домов, посуду, игрушки, украшения. - А сейчас мы с вами посетим выставку изделий из глины (посуда: крынка, кувшин, кружка; игрушка – свистулька) Входит грустная Красная шапочка. - Что случилось?
Лепка «Горшочек для бабушки»
- Что интересного вы узнали? - Какие новые слова вы запомнили? - Кому мы помогали? - Что вам понравилось? |
Рассматривают сухую глину, трогают её, рассуждают о ней, отвечают на вопросы
Рассматривают фото, рассказывают о том, что видят.
Предположения детей. Называют машины, рассказывают о них
Рассматривают, называют её свойства, проводят опыт
Обследуют глину.
Рассматривают, называют предметы и их назначение Общаются, сопереживают ей. Красная шапочка рассказывает про своё горе (шла по тропинке лесной, рвала цветочки для бабушки, уронила корзиночку, горшочек разбился) Лепят из глины
Делятся своими впечатлениями |
Литература:
- Акимова. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М. Творческий Центр Сфера. 2007.
- Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Москва Аркти. 2003.
- Рыжова Н.О. Опыты с песком и глиной. Обруч 1998 №2
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2008.